АНСАМБЛЬ "GROOVE PARTY"!  

АЛЕКСЕЙ БАДЬЯНОВ-гитара, лидер
ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНЫЙ-скрипка
ГЕОРГИЙ ЯШАГАШВИЛИ-гитара
ИГОРЬ ИВАНУШКИН-контрабас

Ансамбль имеет большой (более 12 лет) опыт работы на самых разных сценах и концертных площадках.
Ансамбль играет в стиле "Gypsy Jazz". В репертуаре популярные мелодии разных лет, пьесы классического и традиционного джаза, песни из репертуара Эллы Фитцджеральд, Луиса Армстронга, Фрэнка Синатры, оригинальные пьесы собственного сочинения.

АЛЕКСЕЙ БАДЬЯНОВ о группе


Писать об ансамбле – сложное занятие, потому что, в первую очередь, это разговор о музыке. А описывать музыку словами занятие столь же неблагодарное, как, к примеру, попытка описать вкус хорошего вина. С другой стороны, существуют профессиональные дегустаторы-лекторы, которые помогают гражданам разобраться в сортах вина, а также, рассказывают (и показывают) как, когда, с чем (и с кем) данный конкретный сорт лучше употреблять. А там, глядишь, просвещенные граждане начинают самостоятельно разбираться в тонкостях букета напитков (к потребителям «Агдама», «Кавказа» и т.п. это, разумеется, не относится). Однако, вернемся к нашим…э-э…музыкантам. Cтиль ансамбля «Groove Party» можно определить термином «Цыганский джаз» (Gypsy jazz). Можно сказать, что это устоявшийся в последние годы, термин для обозначения подобной музыки. Правда, устоялся он в Европе и Америке. У большинства же наших соотечественников уже одно только слово «цыганский» вызывает совсем иные ассоциации: «Эх, ямщик, гони-ка к Яру», или «Эй, любезный, слёзную жалаю слушать». На самом деле, «Цыганский джаз» - это именно джаз, и как любое другое направление джаза (диксиленд, свинг, би-боп, кул, хард-боп, фанк и т.д.), он имеет свой музыкальный язык, характерную ритмику и набор популярных пьес (стандартов). Чтобы определить истоки «Цыганского джаза», обратимся к истории. Представьте себе: Париж, 30-е годы прошлого столетия. В это время в Европе становится популярной экзотическая музыка «джаз», пришедшая из-за океана. Пластинки с записями новой музыки пользуются бешеной популярностью, гастролируют музыканты из Америки (включая, между прочим, великого Луи Армстронга и Сиднея Беше). До этого времени в салонах и клубах Парижа играли, в основном, камерные ансамбли, в состав которых, обычно, входили гитара, скрипка, аккордеон, иногда – контрабас и кларнет. Они исполняли танго, вальсы, пассодобли. Однако теперь публика жаждет новой музыки, и исполнители пытаются копировать модную манеру, адаптируя новые пьесы для своих инструментов. Здесь надо сказать, что американские исполнители представляли в основном нью-орлеанский стиль (который позже переродился в диксиленд), и исполняли музыку в ритме «stomp». В России это фокстрот, а во Франции - «la pompe» (насос) – очень удачное название, как нельзя лучше передающее характер ритма: четырехдольный размер с тяжелыми первой и третьей долей, и ярко акцентированными второй и четвертой. Одним из лучших исполнителей новой музыки стал гитарист Джанго Рейнхардт, создавший со скрипачом Стефаном Граппелли ансамбль, в который помимо них вошли контрабас и две ритм-гитары. Квинтет начал выступать в клубе «Hot club de France» (который, кстати, великолепно воссоздан в фильме «Голова в облаках»). Затем, на протяжении 30-40-х гг., Джанго в составе квинтета, а также в других составах, выступал во многих европейских клубах, а в 1946г. был приглашен в Америку, где играл с оркестром Дюка Эллингтона. Вообще, о Джанго Рейнхардте можно рассказывать много и долго, поскольку этот неграмотный бельгийский цыган был и остается одной из величайших фигур в истории джаза. Любой серьезный гитарист, от Уэса Монтгомери до Ричи Блэкмора, испытал на себе влияние Джанго. Импровизации Джанго до сих пор поражают своим совершенством и образностью. Существует такой исторический анекдот: однажды, знаменитый классический гитарист Андрес Сеговия зашел в клуб, где на сцене сидел Джанго и импровизировал. Когда он закончил, Сеговия подошел к нему и сказал: «Какая прелестная пьеса. Скажите, где Вы взяли ноты?», на что Джанго рассмеялся и ответил: «Из головы!» Впечатление от виртуозной игры Джанго ещё более усиливается, когда читатель узнаёт, что гитарист проделывал все свои фантастические музыкальные трюки, буквально двумя (!!!) пальцами. Дело в том, что когда Джанго было 18 лет, в таборе, где он жил, случился пожар, и в результате мизинец и безымянный палец левой руки у него перестали двигаться. Ну, а в наши дни не всякий гитарист может повторить импровизации Джанго, даже имея полный «набор» пальцев. Однако, все это, так сказать, штрихи к портрету. А главным здесь является то, что Джанго, может быть сам того не ведая, создал новый стиль, соединив нью-орлеанский джаз, стиль французского салона и цыганскую традицию, в которой причудливо сочетаются дикий темперамент, легкая меланхолия и романтизм. К сожалению, в 1953 г., находясь на пике популярности, Джанго умер от сердечного приступа. Ему было всего 43 года. После себя он оставил огромное количество записей, и сочинил множество пьес, которые теперь составляют тематический фонд цыганского джаза. А некоторые из его произведений – например, «Nuages» или «Minor swing» - стали общепризнанными джазовыми стандартами. Кстати, многие кинорежиссёры с удовольствием используют эту музыку в своих работах, добиваясь, благодаря джаз-манушу (ещё одно название цыганского джаза), неповторимой атмосферы. Так, например Ласе Холстром и Джон Дуиген настолько полюбили пьесу «Minor swing», что вставили её в свои фильмы: Ласе – в свою ленту «Шоколад», Джон – в фильм «Голова в облаках». После смерти Джанго, интерес к его музыке стал падать. Наступала эпоха нового джаза: появился би-боп, затем хард-боп, затем кул, босса-нова, фанк, ладовый джаз, фьюжн и т.д., и на долгие годы цыганский джаз забыли. Однако в последнее время наблюдается рост интереса к старой музыке, и в частности, к цыганскому джазу. Появилось огромное количество музыкантов, в первую очередь – гитаристов, играющих в этой манере. Это, например, французские гитаристы: Бирели Лагрен, Дорадо и Чаволо Шмидты, братья Розенберг, со своими многочисленными родственниками, Фредерик Белинский (пра-пра-правнук знаменитого критика), Бабик и Давид Рейнхардты (сын и внук Джанго), Анжело де Барр и многие другие. Чтобы не создалось впечатление, что цыганский джаз играют только французы, можно упомянуть американцев: Фрэнк Виньола, Ховард Алден (который, кстати, сыграл все гитарные партии в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий»), Джон Йоргенсен (гитарист, работавший у Элтона Джона, но также увлекшийся цыганским джазом. Кстати, именно он изображает Джанго в фильме «Голова в облаках»). В общем, всех и не перечесть. Практически, в любой европейской стране, и в крупных городах Америки есть свой «Hot club», где играют подобную музыку. Разумеется, музыканты не стремятся подражать Джанго (да это и бессмысленно), поэтому каждый вносит что-то свое, в соответствии со своими эстетическими воззрениями. Так, например, Фредерик Белинский активно пропагандирует именно цыганскую традицию, поэтому в его импровизациях много характерных цыганских интонаций и мотивов, а в свой репертуар он включает даже цыганские песни и романсы. Бирели Лагрен, напротив, чаще использует традиционные джазовые мотивы, и умело вплетает в свои импровизации современные политональные построения. В исполнении американских музыкантов явственно прослеживается блюзовая и свинговая традиция. Но всех их объединяет любовь к Джанго и его музыке, и это определяет общую манеру исполнения, которая и носит название «цыганский джаз».
Последнее можно сказать и о музыкантах ансамбля «Groove Party» - представителям цыганского джаза в России. Кстати, что обозначает это название? Интересующиеся граждане открывают англо-русский словарь и читают: groove [gru:v] – канавка, желобок, выемка; party – компания, вечеринка. Ну и что же получается? «Компания желобков» или «Вечеринка в канаве»? Странноватое название! На самом деле, groove – это словечко из сленга американских джазменов, и обозначает оно, примерно, следующее – удовольствие (кайф), который получают музыканты от хорошего свинга. Поэтому, не случайно это слово присутствует в названиях некоторых джазовых стандартов: «Groovin’ High», «Easy Groove», «Groove Merchant» и т.д. Ну а что касается «party» - вечеринка, то ни для кого не секрет, что 90% работы джазменов – это именно выступления на вечеринках в клубах, кафе, ресторанах и т.п. Общеизвестно, например, что ансамбль Кинга Оливера (в котором начинал свою карьеру Луи Армстронг) играл в нью-орлеанском борделе, а знаменитый оркестр Дюка Эллингтона – в гангстерском клубе «Cotton-club» в нью-йоркском Гарлеме. Ансамбль «Groove Party» образовался в 1990 г., и сначала представлял собой трио – скрипка (Владимир Железный), гитара (Алексей Бадьянов) и контрабас (Роман Могучев). Трио исполняло, в основном, камерный салонный джаз. Исполнять настоящий цыганский джаз не позволяло отсутствие ритм-гитары, без которой невозможно создать настоящий характер стиля. Помог случай. У Алексея, который много лет преподает гитару в Московском Колледже Импровизационной Музыки, в это время учился Георгий Яшагашвили – известный исполнитель кантри-музыки. В процессе обучения, Георгий увлекся музыкой Джанго и согласился принять участие в проекте «Groove Party». В итоге, образовавшийся квартет смог вплотную заняться цыганским джазом. Это было непросто, поскольку при ближайшем рассмотрении оказалось, что ритмика и фразеология цыганского джаза весьма сильно отличаются от традиционного джаза, и умение хорошо исполнять мейнстрим, совершенно не гарантирует адекватного исполнения музыки Джанго. Короче говоря¸ музыкантам пришлось практически с нуля осваивать новый стиль. С новой программой ансамбль выступал в клубах и развлекательных заведениях Москвы, а также на джазовых программах радио «Ракурс», которые вел Константин Волков (Кирилл Мошков). Однако признанию джазовой общественности Москвы ансамбль обязан Михаилу Грину – известному московскому джазовому продюсеру, организовавшему в 2002 г. выступление ансамбля в джаз-клубе «Реставрация». Немедленно после выступления ансамбль получил ангажемент от президента клуба Александра Смелянского – известного московского мецената и большого поклонника цыганского джаза, и с тех пор «Groove Party» регулярно выступает в «Реставрации» на Jazz-dancing party. Кстати, в это время в ансамбле сменился контрабасист: вместо Романа Могучева пришел Игорь Иванушкин – музыкант, играющий в абсолютно разных стилях и с неиссякаемой энергией. Что же касается выступлений ансамбля «Groove Party», то постоянные посетители московских джаз-клубов «Cool Train», «Джаз-таун», «Белый рояль», «Реставрация» могут услышать и увидеть, так сказать «живьём», коллектив, который регулярно даёт концерты в вышеупомянутых клубах. Не обходят стороной музыканты и джазовые фестивали и концерты. Такие, например, как международный джаз-фестиваль «Эрмитаж 2003», джазовый фестиваль «Оренбург 2003», концерт Владимира Фейертага «Гитара в джазе» в 2005 г.и в концерт «Памяти Джанго» в Центральном Доме Музыки в 2005 г. Были гастроли в Набережных Челнах, где зал аплодировал музыкантам стоя, концерты в Рязани и т.д. На фестивале "Эрмитаж 2010" ансамбль выступал уже в составе квинтета: добавился ещё один гитарист - Дмитрий Купцов - молодой, но очень талантливый музыкант, играющий в стиле цыганского джаза. Дмитрий является также руководителем собственного проекта "Django Band" и активно концертирует в России и за рубежом.

АЛЕКСЕЙ БАДЬЯНОВ- основатель и бессменный лидер ансамбля, имеет два высших образования (МИЭМ и Институт Культуры), также закончил Студию искусства музыкальной импровизации ДК
"Москворечье", преподаватель по классу гитары в московском Колледже импровизационной музыки, солист оркестра им. Олега ЛУНДСТРЕМА , автор нескольких учебных пособий для джазовых гитаристов.

ВЛАДИМИР ЖЕЛЕЗНЫЙ- виртуозный и темпераментный скрипач, обладающий неповторимым звуком, прекрасно ориентируется
практически во всех музыкальных стилях и жанрах, имеет огромный опыт работы на разных сценах и концертных площадках. Преподаватель Московского колледжа импровизационной музыки.

ГЕОРГИЙ ЯШАГАШВИЛИ- один из лучших ритм-гитаристов Москвы, его аккомпанементу присущ необыкновенный драйв и свинг, при этом он не ограничивается ролью ритм-гитариста, но также является ярким и самобытным солистом и автором собственных музыкальных проектов, ещё знаменит глубокими познаниями в гитарных технологиях и рынке инструментов.

ИГОРЬ ИВАНУШКИН- очень гибкий и темпераментный музыкант, играющий в разных стилях, наиболее востребованный контрабасист Москвы. Игорь участвует во многих музыкальных проектах, в т.ч. в проекте "Второе приближение".


Слушайте здесь авторские пьесы Алексея Бадьянова! Listen Here Original Pieces By Alex Badyanov!

© GROOVE PARTY 2009

Hosted by uCoz